C. PETRONI ARBITRI SATYRICON LIBER

Г. ПЕТРОНИЙ АРБИТР, САТИРИКОН

латинский • русский • примечания • индекс • сатирикон • петроний • структура • стихи • персонажи • лакуны • приложение • satyriconliber


Стихотворные фрагменты

Как полагается жанру Менипповой сатиры, которой в общем следует «Сатирикон», в романе содержится значительный объем стихотворного текста — 32 фрагмента, всего 576 строк. Петроний подражает авторам известным как со времени Республики, так и, как очевидно, во время Нерона (последним часто с иронией).


Дактилический каталектический гекзаметр (13). Метрические ударения (икты) ставятся на первый долгий каждой стопы.

Ū́UU|Ū́¦¦UU|Ū́¦¦UU|Ū́¦¦UU|Ū́UU|Ū́Ũ

V (2), LXXXIII (3), CVIII (5), CXIXCXXIV (1), CXXVII (5), CXXVIII (3), CXXXI (3), CXXXII (6), CXXXIII (3), CXXXIV (5), CXXXV (3), CXXXVI (3), CXXXIX (2).


Элегический дистих (8). 1 гекзаметр + 1 пентаметр. Метрические ударения ставятся на первый долгий каждой стопы.

Ū́UU|Ū́¦¦UU|Ū́¦¦UU|Ū́¦¦UU|Ū́UU|Ū́Ũ

Ū́UU|Ū́UU|Ū́||Ū́UU|Ū́UU|Ū́́

XIV (2), XVIII (3), LXXX (4), LXXXII (3), CIX (5), CXXVI (5), CXXXII (8), CXXXVII (4).


Фалекей (3). Стих силлабо-метрический; метрические ударения играют второстепенную роль и ставятся произвольно на любые долгие (не анкепсы, т. е. возможные долгие в позиции краткого), чаще всего на 3, 4 и 6-й.

ŪŨŪUUŪ¦¦UŪUŪŨ

XV (3), LXXIX (3), XCIII (2), CIX (6).


Двойной элегический дистих (2). 2 гекзаметра + 1 пентаметр. Метрические ударения ставятся по образцу элегического дистиха.

Ū́UU|Ū́¦¦UU|Ū́¦¦UU|Ū́¦¦UU|Ū́UU|Ū́Ũ

Ū́UU|Ū́¦¦UU|Ū́¦¦UU|Ū́¦¦UU|Ū́UU|Ū́Ũ

Ū́UU|Ū́UU|Ū́||Ū́UU|Ū́UU|Ū́

XXXIV (4), LV (2).


Ямбический акаталектический диметр (2). Метрические ударения ставятся на второй долгий или второй краткий нечетных стоп (1, 3 и 5-й).


ŪŪ
ŪUU
UUŪ
UUU

UUU

ŪŪ
ŪUU
UUU

ŪŪ
UUU

LV (4), LXXXIX (2).


Сотадей (1). Стих асинартический, т. е. состоящий из частей с разным метром. Метрические ударения ставятся произвольно на первые долгие каждой стопы в первой части, и на первые долгие каждой нечетной (1 и 3-й) стопы во второй части. Как считается, стих изобрел Сотад, александрийский поэт III в. до н. э., который этим стихом писал порнографические и педерастические сатирические стихотворения. В Риме сотадей, адаптированный на латинском, имел соответствующую репутацию и применение.

ŪŪUU|ŪŪUU||ŪU|ŪU|ŪŨ

XXIII (2).


Холиямб (1). Ямбический акаталектический диметр с последней стопой в анаклазе (с переставленными слогами) — вместо ямба трохей.


ŪŪ
ŪUU
UUŪ
UUU

UUU

ŪŪ
ŪUU
UUU

ŪŪ
UUU
ŪŨ

V (1).


Псевдосотадей (1). Стихотворение представляет отдельный интерес, т. к. является синтезом «героического» хориямбического стиха и «порнографического» сотадея — что весьма согласуется с предметом и контекстом этого фрагмента. Стих представляет собой анакрузу с двумя хориямбами, за которыми следует ямбический каталектический триметр. (Поэтому последние два кратких могут удваиваться по принципу первой стопы ямбического акаталектического диметра.)

ŨŨ¦¦ŪUUŪ||ŪUUŪ¦¦UŪUŪŨ

Ср. с сотадеем, который имеет ту же метрическую конфигурацию, но дискантируется по-другому. В сотадее обязательна диереза (пауза) между двумя разнодольными частями; в хориямбическом стихе обязательна диереза между двумя хориямбами, и условная диереза (т. е. которая может разделять слово после долгой приставки, таких как con-, in-) перед первым и после второго — что в данном стихе у Петрония четко выполняется. Этот стих, представляющийся «порнографической пародией» на героическую поэзию, возможно, — изобретение самого Петрония, и отсылает к некоторым конкретным текстам — объектам его насмешки. CXXXII (4).


На схемах: Ū — долгий; U — краткий; Ũ — анкепс (или долгий, или краткий); | — граница стопы; ¦¦ — цезура; || — диереза (зд. цезура в конце стопы, для разделения разнодольных участков стиха).



© Север Г. М., 2016