C. PETRONI ARBITRI SATYRICON LIBER

Г. ПЕТРОНИЙ АРБИТР, САТИРИКОН

латинский • русский • примечания • индекс • сатирикон • петроний • структура • стихи • персонажи • лакуны • приложение • satyriconliber


XXXI ← XXXII → XXXIII


(1) In his eramus lautitiis, cum Trimalchio ad symphoniam allatus est – positusque inter cervicalia minutissima expressit imprudentibus risum. Pallio enim coccineo adrasum excluserat caput, circaque oneratas veste cervices laticlaviam immiserat mappam, fimbriis hinc atque illinc pendentibus. Habebat etiam in minimo digito sinistrae manus anulum grandem subauratum, extremo vero articulo digiti sequentis minorem, ut mihi videbatur, totum aureum, sed plane ferreis veluti stellis ferruminatum. Et ne has tantum ostenderet divitias, dextrum nudavit lacertum, armilla aurea cultum et eboreo circulo, lamina splendente conexo.


XXXI ← XXXII → XXXIII


Закуска и появление Трималхиона.

(1) Мы погрузились в эти роскошества, когда под звуки оркестра 1 доставляют Трималхиона, помещенного в груде крохотненьких подушечек — кое-кто невольно [даже] расхохотался. Из кошенильного 23 паллия 4 торчала бритая голова 5; вокруг укутанной покрывалом шеи пущен платок 6 с сенаторской полосой 78, на котором там и сям болтается бахрома 9. Еще на мизинце левой руки у него был огромный позолоченный перстень; рядом же, на кончике безымянного пальца, — поменьше, [и,] как мне показалось, чистого золота, только сплошь инкрустированный железными как бы звездочками 10. А чтобы еще не так выставить драгоценности — он обнажил по плечо правую руку, украшенную золотым браслетом 1112 и обручем слоновой кости, сомкнутым блестящей бляхой.


XXXI ← XXXII → XXXIII


1. Symphonia; συμφωνία. Грец. 1) Группа музыкантов; небольшой оркестр. 2) Музыка в исполнении такого оркестра.

2. Coccineus, coccinus; от κόκκινον, κόκκῐνος; кошенильный, окрашенный в кошениль. Грец. От ярко-красного до багряно-пурпурного. Не такой характерный и ценный как собственно пурпур, получаемый из пурпурных улиток.

3. Кошенильный, ярко-красный цвет одежды — признак изнеженности и женоподобия, приличествовавших только кинедам. На одежду ярких цветов (в частности, ярко-красного) человеку положения какого добился Трималхион став севиром августалов налагался негласный запрет. Кошенильный паллий, укутанная плащом шея — часть образа вульгарной роскоши на фоне причастности к сакральным общественным институтам. Сарказм усугубляет бритая голова, если по этому факту допустить, что Трималхион выкупился на свободу недавно. ○ XXVII (1), XXI 8, XXVIII 8, 20, XXX 10, XXXII 5. ○ Марциал, I XCVI 6:

В червец одетых [он] за мужа не держит...

4. Pallium; паллий. 1) Римское название для любой верхней греческой одежды (гиматия, ксистиды, пеплоса, трибона, фароса, хламиды, хлены и т. п.). 2) Просторный плащ в виде квадратного куска ткани. У римлян считался греческим.

5. Возможно, Трималхион получил вольную совсем недавно; при освобождении раба брили наголо. Такое предположение согласовалось бы со стремлением Трималхиона назойливо подчеркивать элементы выделяющие его как свободного; например, возможность обращения к себе по личному имени (praenomen) (XXX (1)). ○ XXX 20, XLI 6.

6.Амбив. Ирон. Mappa: 1) платок; 2) салфетка (в частности, в которой гости уносили с застолья свои гостинцы). ○ XL 18, LXVI 11.

7. Laticlavium; латиклавий. Пурпурная полоса которой оторачивалась тога. Являлась знаком всаднического или сенаторского достоинства. У всадников латиклавий был узким (angustus), у сенаторов — широким (latus). Такую тогу с пурпурной каймой (toga praetexta) носили тж. свободнорожденные мальчики до достижения совершеннолетия в 14 лет.

8. Вертикальная («сенаторская») пурпурная полоса на тоге или тунике являлась знаком высокой государственности. Такую полосу могли носить только члены императорской семьи, сенаторы, сыновья всадников в период подготовки к государственной службе, магистраты при исполнении служебных обязанностей. Ее носили тж. свободнорожденные мальчики до достижения совершеннолетия в 14 лет. Трималхиону, как севиру августалов (Augustales), тога-претекста (praetexta; тога с «сенаторской» полосой) была положена, но «в рабочее время». Не имея права носить ее во внеслужебное время, Трималхион надевает «сенаторскую» полосу на платок. Второе значение термина mappa («салфетка») усугубляет сарказм, особенно примечательный в свете образа Трималхиона как карикатуры на Нерона. В глазах «нормального» римлянина такой поступок выглядит ребячеством, и пурпурная полоса ассоциирует здесь Трималхиона с несовершеннолетними, которые традиционно носили тогу-претексту до совершеннолетия. ○ 11, LXXI 31, LXXVIII 3. ○ Марциал, IV XLVII, 17:

Да с широкой каймой цветной салфетку...

(Салфетку. Салфетка (mappa) в которой гости уносили с застолья свои гостинцы (apophoreta).)

9. Бахрома использовалась только в женском костюме, и в мужском считалась признаком изнеженности, женоподобия (тем не менее, тунику с бахромой в свое время носил Цезарь). ○ Светоний, «Божественный Юлий» XLV (3):

И одевался он, говорят, по-особенному: носил сенаторскую тунику с бахромой на рукавах и непременно ее подпоясывал, но слегка; отсюда и пошло словцо Суллы, который не раз советовал оптиматам остерегаться плохо подпоясанного юнца...

(Сенаторскую тунику. Туника обычно не имела рукавов и у сенаторов даже не подпоясывалась (чтобы не скрывать пурпурную полосу, знак сенаторского достоинства). Носить рукава, тем более с бахромой, считалась признаком изнеженности, женоподобия.)

10.Как мне показалось, чистого золота... инкрустированный железными... звездочками. Очевидно, кольца были сделаны так чтобы золото бросалось в глаза, но чтобы в любое время можно было показать, что они не полностью золотые. Кольцо из чистого золота мог носить только всадник или патриций, а севир августалов (Augustales) — только «в рабочее время» при исполнении служебных обязанностей. Известно, например, что Клавдий наказал нескольких вольноотпущенников за ношение колец в неслужебное время. Далее Трималхион распоряжается чтобы на своей усыпальнице он был изображен с пятью такими кольцами, по одному на палец, в свое «рабочее время», исполняя обязанности севира (LXXI (3)). Всаднические кольца носились по древнейшему обычаю — на безымянном пальце левой руки. Примечательна реакция Гермерота на золотые кольца Аскилта (LVII) и Гитона (LVIII). Одно из этих двух колец Трималхион переодевает с левой руки на правую когда закричал петух (LXXIV). ○ LVII (1), LVIII (2), LXXIV (1), LVIII 38, LXXI 32; ср. XXXII 8, LXXI 31, LXXVIII 3. ○ Плиний, XXXIII VI (24—25):

(24) Сначала существовал обычай носить кольца только на одном пальце, а именно на безымянном; такое мы видим на статуях Нумы и Сервия Туллия. В позднейшие времена кольца стали надевать на указательный палец, даже на статуях богов, затем — и на мизинец. В Галлии и Британии, говорят, кольца надевают на средний. У нас теперь кольца не надевают только на этот палец, перегружая все остальные, даже надевая по кольцу на отдельный сустав.

(25) Есть такие кто надевает несколько колец на один только мизинец; другие же носят на нем только одно — кольцо с печатью которым запечатывают. Последнее оберегается как вещь редкая и которую негоже использовать не по делу, которую достают словно бы из сакрария — чтобы, имея на мизинце единственное [кольцо], можно было продемонстрировать более дорогое хранимое [дома]...

(Сакрария. Sacrarium; помещение для хранения священной утвари.)

11. Armilla. Крупный браслет в три-четыре витка. Изначально — знак отличия за воинскую доблесть, впоследствии — украшение мужское и женское. ○ LXVII 10.

12. Очевидно, очередное подражание Нерону; возможно, Трималхиону была известна история приводимая у Светония. Про эту змеиную кожу ср. у Диона Кассия. Трималхион, как будет видно далее, весьма суеверен. Ср. упоминание Трималхиона о своей армилле в LXVII. ○ LXVII (2). ○ Дион Кассий, LXI (2):

В детстве на его шее нашли сброшенную змеиную шкуру, и гадатели сказали, что он унаследует великую власть от старого человека, так как, по общему мнению, змеи сбрасывают кожу от старости...

Светоний, «Нерон» VI (4):

Возникла такая выдумка оттого, что на его ложе у изголовья была найдена сброшенная змеиная кожа; кожу эту, по желанию Агриппины, вправили в золотое запястье, и он долго носил его на правой руке...


XXXI ← XXXII → XXXIII


I • II • III • IV • V • VI • VII • VIII • IX • X • XI • XII • XIII • XIV • XV • XVI • XVII • XVIII • XIX • XX • XXI • XXII • XXIII • XXIV • XXV • XXVI • XXVII • XXVIII • XXIX • XXX • XXXI • XXXII • XXXIII • XXXIV • XXXV • XXXVI • XXXVII • XXXVIII • XXXIX • XL • XLI • XLII • XLIII • XLIV • XLV • XLVI • XLVII • XLVIII • XLIX • L • LI • LII • LIII • LIV • LV • LVI • LVII • LVIII • LIX • LX • LXI • LXII • LXIII • LXIV • LXV • LXVI • LXVII • LXVIII • LXIX • LXX • LXXI • LXXII • LXXIII • LXXIV • LXXV • LXXVI • LXXVII • LXXVIII • LXXIX • LXXX • LXXXI • LXXXII • LXXXIII • LXXXIV • LXXXV • LXXXVI • LXXXVII • LXXXVIII • LXXXIX • XC • XCI • XCII • XCIII • XCIV • XCV • XCVI • XCVII • XCVIII • XCIX • C • CI • CII • CIII • CIV • CV • CVI • CVII • CVIII • CIX • CX • CXI • CXII • CXIII • CXIV • CXV • CXVI • CXVII • CXVIII • CXIX • CXX • CXXI • CXXII • CXXIII • CXXIV • CXXV • CXXVI • CXXVII • CXXVIII • CXXIX • CXXX • CXXXI • CXXXII • CXXXIII • CXXXIV • CXXXV • CXXXVI • CXXXVII • CXXXVIII • CXXXIX • CXL • CXLI
© Север Г. М., 2016