C. PETRONI ARBITRI SATYRICON LIBER

Г. ПЕТРОНИЙ АРБИТР, САТИРИКОН

латинский • русский • примечания • индекс • сатирикон • петроний • структура • стихи • персонажи • лакуны • приложение • satyriconliber


Законы Августа о браке

В начале правления Август издал несколько законов имеющих целью восстановить потери понесенные высшими классами Рима в результате гражданских войн. Помимо решения демографических проблем, законы осуществляли политику возвращения к «старым добрым нравам», которую проводил Август. В 18 до н. э. был принят «Lex Iulia de maritandis ordinibus», поощрявший представителей высшего класса иметь семью и детей; в 17 до н. э. — «Lex Iulia de adulteriis coercendis», определяющий супружескую неверность как преступление; в 9 — «Lex Papia Poppaea», уточняющий и дополняющий предшествующие законы (в частности, определяющий ответственность за безбрачие).

В совокупности этих законов, уличенные в прелюбодеянии наказывались ссылкой на удаленные острова и частичной конфискацией имущества; узаконивалась древняя «народная» практика: отцу дозволялось убивать дочь и ее партнеров, мужу — партнеров жены и предписывалось давать ей развод. Также устанавливалось, что если изменившая супруга выходила замуж за любовника (так или иначе создавала семью), то от преследования по закону освобождалась (если любовник не находился под судом сам).

Последний закон, «Lex Papia Poppaea», являлся фактически чрезвычайной мерой; он устанавливал прямую обязанность для всех мужчин в возрасте от 25 до 60 лет и для всех женщин в возрасте от 20 до 50 лет состоять в браке и иметь детей. Лица не выполняющие этой обязанности подвергались существенным ограничениям: в частности, не состоящие в браке и не имеющие детей (coelibes) не могли получать по завещаниям вообще ничего; состоящие в браке, но не имеющие детей (orbi), могли получать только половину. Все что такие лица (incapaces) получить не могли являлось caducum (выморочное имущество), и направлялось либо в пользу других лиц назначенных в том же завещании, либо в казну.

При этом Август определил собственно количество детей которое было необходимо иметь чтобы не считаться бездетным (orbus): мужчине — одного ребенка, женщине свободнорожденной — трех, женщине вольноотпущенной — четырех. Женщины удовлетворявшие этому требованию получали т. н. право трех сыновей (ius trium liberorum; букв.: «право трех свободнорожденных детей»); помимо снятия ограничений получать по завещаниям, это право позволяло пользоваться различными льготами.

Мужчины имевшие трех и более детей получали «право трех сыновей» также; им, в числе прочего, предоставлялись налоговые льготы; средние и высшие классы освобождались от некоторых гражданских обязанностей (в частности, munera — устройства обязательных общественных мероприятий, таких как гладиаторские игры), имели преимущества в достижении магистратур и получении наследства. При этом более почетным обладание «правом трех сыновей» считалось для женщин — откуда присутствие на эпитафиях надписей типа «ius liberorum habens» (имеет право трех детей), тогда как для мужчин обладание этим правом, как правило, не указывалось.

Закон затрагивал сферу общежития для которой собственно законодательные методы регулирования были во многом неэффективны, и своей цели достичь не мог. Если впоследствии положение дел в этом плане улучшилось, то главным образом благодаря некоторому общему улучшению в состоянии римского общества самого по себе. Постановлениями о вымороченном имуществе «Lex Iulia et Papia Poppaea» вызывал только разнообразные средства обхода ограничений которые налагал, и в общем большую путаницу. Вдобавок, ко времени Петрония в Риме образовалась целая «каста» платных производителей, которые снабжали сыновьями отцов; такие adulteri mercenarii (наемные любовники) часто бывали рабами или вольноотпущенниками, т. е. по существу большим злом, т. к. портили римскую кровь.

Тем не менее законы так или иначе действовали и исполнялись в течение всего классического периода, и были отменены только Константином I.

© Север Г. М., 2016